Ни одно великое дело, нацеленное на созидание, не должно стать причиной человеческих несчастий

Ни одно великое дело, нацеленное на созидание, не должно стать причиной человеческих несчастий

Обратного пути уже нетОбратного пути уже нетМост строят — щепки летят?..

Вся Россия с нетерпением ждет открытия транспортного перехода через Керченский пролив. Где-то на материке, в глубинке люди слышат о масштабности, грандиозности проекта, в новостях рассказывают, как быстро и эффективно решаются возникающие по ходу строительства проблемы, в частности, переселение керчан, чьи дома попали в «рабочую зону». Но все ли происходит именно так, как рассказывают центральные СМИ? Увы, нет. В этом я убедилась, приехав в Керчь и пообщавшись с теми, кого во всех телеэфирах называют счастливчиками, перебравшимися из жутких бараков в благоустроенные, просторные, светлые, современные квартиры. Оказывается, «счастливчики» имеют весомые основания переживать за свой завтрашний день.

Крепко держатся за «бараки»

Все начиналось, если верить первым репортажам с места событий, очень даже хорошо. Вспомните, какими заголовками пестрили новостные ленты: «Заложены первые бетонные блоки моста», «Ведутся археологические раскопки», «Обезврежены найденные снаряды времен Великой Отечественной войны», «Люди из бараков переезжают в новые современные дома». Мы, журналисты республиканского уровня, тоже перерисовывали красивую картинку, которую нам набрасывали местные чиновники. В отношении переселенцев не возникало сомнений — благодаря мощному государственному проекту они изменили худшие условия жизни на лучшие. Даже названия районов контрастировали: Цементная слободка, где находилось шесть жилых домов, попавших в транспортно-санитарную зону, явно ассоциировалась с промышленной территорией начала прошлого века, а микрора­йон Нижний Солнечный, куда слободку переселили, — с надеждой, беззаботностью, раем. Два трехэтажных дома, рассчитанные на 88 квартир, яркое тому подтверждение: в отличие от полуразрушенных слободкинских, построенных в середине прошлого века, нынешние — новые, с хорошей планировкой, со всеми удобствами. Большинство переехавших довольны. У новоселов берут интервью, и те с горящим взором рассказывают, мол, все замечательно, переезду рады.

Новые дома недоделаны, не введены в эксплуатацию, нигде официально не зарегистрированыНовые дома недоделаны, не введены в эксплуатацию, нигде официально не зарегистрированыИ вдруг, как гром среди ясного неба, звонок в редакцию «Крымских известий». Из разговора с одним из керчан выясняется: не все придерживаются такого мнения. Есть семьи, категорически отказывающиеся покидать бараки. Причем (странное дело!) обычно трудно подвигнуть на перемены людей пожилых, а тут, наоборот, старики обживают новые квадратные метры, а молодые крепко держатся за ветхую собственность. Я срочно оформила командировку в Керчь, чтобы выяснить, что тревожит людей, почему они не приняли в дар предел мечтаний — бесплатную квартиру от государства?

Уже на подступах к прежнему месту жительства переселенцев открылась невиданная доселе стройка. Повсюду ездят бульдозеры, тракторы, самосвалы, одни завозят землю, другие — разравнивают огромной ширины полосу, третьи — утрамбовывают на ней грунт. Техника и люди в спецодежде суетятся, будто муравьи в муравейнике. И вот здесь, в непосредственной близости от будущих транспортных коридоров, находится Цементная слободка. Она укрыта небольшим косогором, однако он не спасает ее от перспективы быть стертой с лица земли, поскольку тут — санитарная зона, где по проекту не должно быть никаких жилых объектов.

Строительство, как мы хорошо знаем, ведется ударными темпами. Есть сроки выполнения каждого этапа, их надо соблюсти. Все ответственные за свой фронт работ стараются. Не стали исключением и чиновники, отвечающие за переселение керчан из «зоны отчуждения». Вот только их старания можно высоко оценить лишь с точки зрения формальной отчетности, мол, партия приказала — мы исполнили. И на самом деле неважно, каким образом выполнен приказ, пострадал от этого кто-то или нет. Вот какие подробности я узнала.

Живут по-старому в новом…

Район Цементной слободки сегодня выглядит так, будто здесь Мамай прошел: дома полуразрушены (демонтированы и вынесены оконные рамы, дверные проемы, кровля, заборы, даже каменные ограждения местами разобраны до основания и вывезены), дополняют унылый антураж слоняющиеся по безлюдной улице собаки. Таблички с адресами сняты, вроде и в самом деле нет уже такого микрорайона. Впрочем, с развалинами ярко контрастируют несколько чистых ухоженных дворов и парочка таких же автомобилей.

Стены уже «съедает» плесеньСтены уже «съедает» плесень«Если вы думаете, что тут всегда было неуютно и бедно, то сильно ошибаетесь. Дома сталинской постройки крепкие, еще лет 50 продержались бы. И до переселения они стояли целыми и невредимыми. Вода, свет, канализация — все тут имелось. В квартирах работали кондиционеры. Да и приусадебные участки ухоженные, радовали глаз. Когда по телевидению начали рассказывать, что нас выселяют из бараков, сердце кровью обливалось, ведь все это неправда, люди расставались не с изжившим положенный срок имуществом, а самым что ни на есть капитальным, добротным. Что получили взамен? Дома, отстроенные впопыхах, с огромным количеством недоработок: с подтекающей в цоколь водой, трещинами на фасадах и даже с плесенью на стенах в отдельных квартирах», — рассказывает Ирина Павличенко, одна из тех, кто не торопится покидать давно обжитые места.

Однако не недоделки, которые, кстати, сейчас в срочном порядке устраняются, пугают людей. Загвоздка в документах. Здесь творится такая чехарда, что впору, наверное, некоторым чиновникам признаться в неспособности навести порядок и написать заявление на увольнение.

Но обо всем по порядку. После общения с пятью «упрямыми»,  отказавшимися переезжать, мы отправились к заместителю главы администрации Керчи Роману Кириченко, который курирует процесс переселения. Он объяснил, казалось бы, несложную схему оформления документов, благодаря которым люди, переехав в новое жилье, будут чувствовать себя спокойно, не тревожиться, что в какой-то момент окажутся на улице. А также рассказал, поскольку транспортный переход — объект федерального значения, все входящие в зону стройки муниципальные земли, в том числе и Цементную слободку, будет изымать подразделение Росавтодора ФКУ Упрдор «Тамань».

Р. КириченкоР. Кириченко«Все происходило бы легко и быстро, если бы на этом участке не было обременения в виде жилых домов, которые пребывают либо в собственности граждан, либо в найме. И чтобы изъять землю для федеральных нужд, надо сначала то же самое сделать с находящимся на ней имуществом переселенцев», — растолковывает Р. Кириченко. То есть надо забрать у жителей слободки их кровное. А что взамен? По закону люди должны получить нечто равноценное, и если они имели в собственности энное количество квадратных метров жилья, то им обязаны предоставить соответствующие документы на новое, равнозначное. Но именно здесь возникает путаница.

Администрация Керчи, выступающая заказчиком строительства двух новых домов, быстренько «стряпает» некое предварительное соглашение «О переселении в целях организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив», и все семейства с пожитками перемещает в район Нижний Солнечный. При этом, заметим, прописка остается прежней. Новые адреса, указанные в соглашении, — чистой воды фикция: в Росреестре их нет, и все документы оформляются по старым адресам. Например, местная жительница родила ребенка, его прописали по старому адресу; один из переселенцев поменял паспорт и, несмотря на то, что уже больше месяца живет в Солнечном, в удостоверении личности его место проживания зафиксировано как слободкинское.

Нет имущества, нет проблем

Удивительно, но такое положение дел никого, кроме вышеупомянутых пяти «протестантов», не настораживает, большинство переехавших оптимистично смотрит в будущее, надеясь, что их не обманут. «Ой, да я эти бумажки не читала, — говорит пожилая женщина из 36-й квартиры нового дома, — все подписывали, и я тоже». Однако почитать бы следовало. Само соглашение — документ, позволяющий гражданину лишь пользоваться предоставленным жильем, взамен утраченного имущества не предлагает ничего. Р. Кириченко заявляет: «По факту это соглашение о сохранности имущества, находящегося в новых квартирах». То есть некий договор хранения. Но в нем нет даже перечня того, что нужно усердно беречь. Для чего выдавался небезупречный документ, осталось бы загадкой, если бы не пункт 2.5, где указано, что подписавшийся разрешает строить транспортный переход в границах участка, на котором расположено принадлежащее ему жилье, то есть соглашается на снос своего имущества. При этом представитель администрации на голубом глазу заявляет: «Пока по результатам изъятия люди не получат новую собственность, ни один камень с их жилья не упадет». Согласитесь, лукавая риторика, если учесть, что в документе все в точности до наоборот. А поскольку написанное пером не вырубишь топором, получается, поставив «визу» в горе-соглашении, граждане вынесли себе приговор, поскольку пункт 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ гласит: при уничтожении имущества прекращается и право собственности. Именно поэтому законы РФ предусматривают выдачу нового равнозначного жилья до сноса старого. Складывается впечатление, что местная администрация решила тривиальным способом ускорить передачу участков предприятию Упрдор «Тамань», совершенно не озадачившись, какие проблемы создает для земляков.

«Хотите, я вам подарю самолет?»

Помните, мы говорили, что почти все дома в слободке уже наполовину разрушены? Местные жители рассказали, сами чиновники (к примеру, бывший первый заместитель министра ЖКХ РК Руслан Шаров) посоветовали им забрать все, что они посчитают нужным (окна, двери и прочее). Мол, продав старое имущество, люди получат необходимую в трудных жизненных обстоятельствах дополнительную копейку. Но, скорее всего, цель таких «подсказок» имела иную подоплеку: уложиться в поставленные сроки, отчитаться об успешно проведенной операции. Что имеем в сухом остатке? У большинства переселенцев квартиры демонтированы, возвращаться им некуда. А если дома снесут до того момента, когда собственникам старого жилья выдадут свидетельства на право владеть новым, то они навсегда потеряют эту возможность, поскольку правом приватизации можно воспользоваться лишь единожды, и они уже им в свое время воспользовались.

Местные жители на фоне освобожденной «сталинки»Местные жители на фоне освобожденной «сталинки»Более того, совершенно неясно, кто владеет землей и возведенными на ней зданиями в Нижнем Солнечном, то есть кто по идее будет передавать новые квартиры в собственность. Р. Кириченко уверяет, что горадминистрация. Но тут же, перечисляя этапы оформления имущественных прав на жилье, противоречит себе, утверждая, что еще только предстоит принять его на баланс муниципалитета. При этом берет на себя ответственность писать жителям Цементной слободки некие гарантийные письма, в которых обязуется передать в собственность новую жилплощадь. По такой аналогии можно сказать: «Хотите, я вам подарю самолет? Дарю, ведь у меня все равно его нет».

В общем, полная чехарда и неразбериха ничего хорошего не сулят. В апреле, кстати, появилась новая фишка: другой заместитель главы горадминистрации, некий Н. Н. Зотов, уведомил слободкинцев, что их переселяют — внимание! — уже из аварийного жилья. В общем, люди должны быть счастливы и безмерно благодарны госчиновникам за квартиры с текущими кранами, плесенью, без оформления, ведь их прежние полуразрушенные дома в один ряд не становятся с новостройками. Чем такая формулировка чревата, уверена, объяснять не надо.

«Скоро будет принято решение об изъятии, и мы пойдем дальше — начнем подписывать соглашения и оформлять права собственности», — держится бодрячком Р. Кириченко. Учитывая предыс­торию, подобное заявление звучит, прямо скажем, неубедительно. А реплика чиновника: «Уровень контроля таков, что ничего страшного не произойдет» вызывает лишь горькую усмешку. Выходит, без особого контроля может произойти что угодно?..

«Если с оформлением построенных домов все-таки возникнут неразрешимые проблемы, нам как собственникам целых и невредимых помещений предложат другие варианты, например, жилье на вторичном рынке, и мы спокойно уйдем.
А те, кто переселился без соответствующих документов, могут остаться с носом», — объясняют свою логику отказавшиеся переселяться. А я думаю — ни одно великое дело, нацеленное на созидание, не должно стать причиной чьих-то несчастий. Очень хочется верить, что стройка века не проедет катком по человеческим судьбам. Мы солидарны с теми, кто не надеется на авось и борется за свои драгоценные метры. Вот только устроенное  бюрократами «минное поле» преодолеть совсем непросто, и здесь, пожалуй, на помощь переселенцам стоит прийти прокуратуре.

Ольга САФРОНОВА

Фото автора.

P. S. Пока готовился материал, слободкинцы получили уведомление, что с 10 июня все незаконные постройки (заборы, сараи) будут сносить. Кроме этого, в непосредственной близости от домов, где еще живут люди, в ближайшее время Росавтодор планирует начать расчистку территории, вслед за этим — строительные работы. Выходит, эта организация получила землю прежде изъятия имущества местных жителей?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Похожие статьи

Объявления

Уважаемые читатели!

Редакция газеты «Крымские известия» продолжает приём объявлений о согласовании местоположения границы земельного участка.

Подробнее...
March 2024
Mo Tu We Th Fr Sa Su
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Animation

Лента новостей

  • 1
  • 2
  • 3

Ефим ФИКС: «Заслуги бойцов Росгвардии невозможно переоценить»

28-03-2024

27 марта по всей стране отмечали День образования войск Национальной гвардии Российской Федерации. С профессиональным праздником бойцов и сотрудников Росгвардии...

Строительство экопарка в Сакском районе планируют завершить к концу 2024 года

28-03-2024

Возведение экотехнопарка мощностью 200 тысяч тонн в год ведётся в рамках нацпроекта «Экология» и регионального проекта «Чистая страна». Стоимость объекта...

Первый в новейшей истории юбилей Крымской железной дороги

28-03-2024

Железнодорожная история Крыма насчитывает полтора века. Началась она с решения императора Александра I проложить первую в России железную дорогу из...

Мне сегодня позвонили: «Безопасность банка. Ваши деньги снять пытались, милая гражданка!»

28-03-2024

«Осторожно: телефонные мошенники!». О том, как они действуют и каким образом их распознать, слышал каждый, это предупреждение уже многим «набило...

Люди театра

28-03-2024

Когда-то репортёр Владимир Гиляровский в своей книге «Люди театра» заметил, что в театр не поступают, а попадают «как под поезд»...

Актрисы с мировым именем

28-03-2024

На Белой даче открылась выставка, посвящённая трём поколениям актрис с мировым именем из семей Чеховых и Книппер.

«От медиков Крыма — медикам фронта!»

27-03-2024

Председатель Комитета Государственного Совета РК по здравоохранению и социальной политике Анна Рубель в рамках акции «От медиков Крыма — медикам...

«Крым как мы хотим». Инициативы бахчисарайцев

27-03-2024

На финансирование республиканской программы инициативного бюджетирования в 2024—2026 годах в бюджете Республики Крым предусмотрено 397 миллионов рублей — это в...

Мы замолкаем, глядя в небеса...

27-03-2024

Сил — всем, кто был там, кто надеялся и ждал... Сил — всем нам Трагические события в Подмосковье мы ещё долго...

Самое главное на крымском стенде ВДНХ — сами крымчане!

27-03-2024

21 марта на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ стартовала декада «Крым. Межнациональный». Дом дружбы народов Государственного комитета по делам межнациональных...

Наш экологический патриотизм — лесникам в помощь

27-03-2024

Шесть лет назад Госкомитет по лесному и охотничьему хозяйству республики вошёл в состав Министерства экологии и природных ресурсов РК и...

Реализм и постановочность: Крымская война в фотографиях и зарисовках полевых репортёров

27-03-2024

Крымская (или Восточная) война является рекордсменом по устойчивым словосочетаниям: «Первая война, которая...» или «Последняя война, которая...». Так, Восточная война —...

Вошедшие в бессмертие

27-03-2024

К 120-летию со дня рождения участника Великой Отечественной войны, командира группы разведки Судакского партизанского отряда, председателя винсовхоза «Морской» Якова Ивановича...

Как важно быть добрым

27-03-2024

Небольшой, но интересный рассказ Константина Паустовского «Жильцы старого дома» стал темой занимательного заседания детско-юношеского клуба «Стальное колечко» в Доме-музее писателя...

Время возможностей

27-03-2024

Более двухсот крымских работодателей примут участие во Всероссийской ярмарке трудоустройства

Часть той силы, что вечно хочет зла, но иногда совершает благо

27-03-2024

Нет, мы сейчас не о «Фаусте» Гёте и не о «Мастере и Маргарите». Речь о премьере, которая в Международный день...

«Мои труды будут принадлежать России»

27-03-2024

В Доме-музее Максимилиана Волошина в Коктебеле прошла презентация выставки «Мои мысли, моё имя, мои труды будут принадлежать России». Она посвящена...

«Из преимущественно экономического объединения Евросоюз начинает превращаться в военный блок»

26-03-2024

Комментарии Владимира Константинова об актуальных политических событиях

Ефим ФИКС: «В 2014 году крымские специалисты казначейства совершили трудовой подвиг на государственном уровне»

26-03-2024

В Крымско-татарском государственном академическом музыкально-драматическом театре состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 10-летию со дня образования в Крыму Управления федерального казначейства России.

С Днём войск Национальной гвардии Российской Федерации!

26-03-2024

27 марта отмечается День войск Национальной гвардии Российской Федерации, установленный указом Президента РФ в 2017 году.

Святая память наша

26-03-2024

10 апреля исполняется 80 лет со дня гибели героев-подпольщиков группы «Сокол». К этой героической и трагической дате Крымский академический русский...