Александр ФОРМАНЧУК: Без Донбасса Украина окончательно превратится в экстремистское националистическое государство

Александр ФОРМАНЧУК: Без Донбасса Украина окончательно превратится в экстремистское националистическое государство

Ситуация на юго-востоке Украины сложилась тупиковая, как для Киева, так и для ЛНР и ДНР, считает известный крымский политолог, заместитель председателя Общественной палаты РК Александр ФОРМАНЧУК, которого мы попросили прокомментировать происходящее на Донбассе и поделиться прогнозами относительно дальнейшего развития событий на Украине.

 

— Надежды на Минские соглашения и нормандский формат так и не оправдались, — считает эксперт. — Хотя от этих договоренностей официально еще не отказались, и возможность говорить остается (даже какие-то контактные группы продолжают встречаться), но все это не дает результата. 

Это связано со сменой руководства ряда стран (новый президент в США, предстоящие выборы во Франции и Германии) и необходимостью переформатировать договорный процесс. Все его ключевые игроки претерпели или претерпевают трансформацию. 

Из трех основных кандидатов в президенты во Франции каждый может победить, но при любом исходе неизбежно серьезное смещение политики Франции относительно Украины. 

Да и Меркель не заинтересована в эскалации конфликта на юго-востоке, поскольку это несет ей предвыборные риски. Но канцлер Германии ищет способ помешать Трампу пойти на смягчение отношений с Россией и пытается давить на США. Парадокс, но с этой целью Меркель в ходе визита Порошенко где-то поощряла его в плане активизации военных действий на Донбассе. Еще полгода назад трудно было представить, что она может использовать Украину как рычаг давления на США. Меркель пытается сделать Трампа заложником ситуации, не допустить его резкого сближения с Путиным. На фоне продолжающихся обвинений Запада в адрес России, якобы виновной в нынешней эскалации ситуации на Донбассе, Трампу надо выработать аргументированную позицию. Это вынуждает его не торопиться с изменением политики по отношению к Украине. Вот почему и Порошенко пошел на обострение на Донбассе. 

А. Форманчук.А. Форманчук.

— На что рассчитывает Порошенко в этой ситуации? 

— Киев охватили панические настроения из-за возможного улучшения отношений США с Россией и отказа от санкций или их смягчения.

Новый президент США — настолько неоднозначная фигура, что его приход к власти свидетельствует об изменении формата международных отношений, некой революции. Отменить ее или проигнорировать не получится. Трамп так нестандартно смотрит на ряд проблем, что многих это не устраивает, как внутри США, так и в ЕС. 

Впрочем, сегодня уже понятно, что резких шагов он делать не намерен. На повестке дня не стоит вопрос признания Крыма, отмены санкций. Но если при Обаме все было понятно, и цели внутри западного мира совпадали, то сейчас такого взаимопонимания уже нет. Ведутся политические игры, и в них используется Украина. Отсюда и поездка Тимошенко в Вашингтон, ее стремление хотя бы коротко пообщаться с Трампом. Он человек достаточно вежливый и, возможно, обменялся с ней несколькими фразами, ничего не обещая, но позиционируя американскую сторону как участницу договорного процесса по Украине. Так что вполне возможно изменение в ближайшее время нормандского формата, когда к Франции, Германии и России присоединятся США. Можно ожидать более четкой координации позиций РФ и США относительно юго-востока Украины. На мой взгляд, это единственный ресурс, способный реально изменить существующую там ситуацию. 

— А как же Германия и Франция? Они в этом случае останутся не у дел? 

— Их участие в этом процессе также желательно, поскольку европейская карта никуда не уходит. Более того, Украина ее тщательно разыгрывает. Но в ближайшее время ситуация на Донбассе не изменится. В старом формате ее решить невозможно, и остается ждать, когда к процессу присоединятся США и начнут координировать свои действия с Россией. 

Но и союзнические отношения в рамках НАТО настолько тесные, что США от них было бы глупо отказываться. И Трамп этого, конечно, не сделает. Одно дело, когда он говорил об этом в ходе предвыборной кампании, и другое дело — сейчас, когда, став президентом, стал подвергаться серьезному давлению, в том числе и внутри страны. Тереза Мей, кстати, тоже предостерегала Трампа не торопиться относительно сближения с Россией. 

Но все это не значит, что украинскую проблематику удастся сохранить в прежнем виде. Ее изменение неизбежно. Вопрос лишь, в каком формате это произойдет. 

— В формате Путин—Трамп решение по Украине не может быть принято?

— У Трампа с Путиным, уверен, сложатся достаточно доверительные личные отношения партнерства. В этом нет сомнения, поскольку существует два обстоятельства: масштаб личности Путина очевиден, он уже доказал свою влиятельность в мировой политике. И Трамп ворвался в нее как личность неординарная. Они просто обречены установить нормальные отношения. 

Впрочем, у Путина с Бушем-младшим тоже были хорошие личные отношения, но это не мешало американскому президенту начать проводить политику, которую затем продолжил Обама. На данный момент она уже угрожает основам мировой безопасности, и оба лидера, понимая это, осознают необходимость снижения градуса личного противостояния и установления отношений, позволяющих обсуждать все, что необходимо, и находить варианты выходов. В этом смысле украинская проблематика будет стоять на одном из первых мест, так же, как и Сирия. 

— Зависит ли что-то от самого Порошенко как президента Украины? 

— Если говорить откровенно, то от него уже мало что зависит. Он сжег мосты, которые позволили бы сейчас выйти на конструктивный диалог с президентами России и США. Если они достигнут понимания и нащупают новые варианты урегулирования ситуации, это потребует смены руководства на Украине, потому что реализовать их с нынешним невозможно. Не виноваты ни Путин, ни Трамп, что Порошенко сам эти мосты сжег, поддерживая Хиллари Клинтон на выборах президента в США. Украинская сторона в лице Пинчука финансировала ее избирательную кампанию и участвовала в войне компроматов. Конечно, Трамп этого не мог забыть и едва ли намерен прощать. 

— Чем это чревато для Украины? 

— Она в еще большей степени попадает в зависимость, усиливая свое положение объекта мировой политики. Могу предположить, что определенное улучшение отношений США и РФ ускорит обострение политического кризиса внутри Украины и это приведет к досрочным парламентским выборам осенью, а затем и к смене самого режима Порошенко. Убежден, он до своего пятилетнего срока в президентском кресле не усидит.

Если 2018-й для Путина будет удачным, и его переизберут еще на один срок (в этом мало кто сомневается), то для Порошенко следующий год закончится политическим крахом. 

— Способны ли парламентские выборы на Украине кардинально поменять политические элиты? 

— Конечно, состав украинского парламента выборы сильно не изменят. К сожалению, радикализация там зашкаливает даже в общественных настроениях, а правящий класс откровенно националистический, поэтому глубинные процессы, способные поменять политическую элиту, едва ли возможны. Но даже те, кто войдет в новый парламент, будут вынуждены придерживаться более трезвых взглядов на ситуацию, складывающуюся под давлением международного сообщества.

— Удастся ли ему заставить Украину прекратить вооруженный конфликт на Донбассе? 

— К сожалению, нет. Конфликт на Донбассе будет продолжаться за счет постоянного столкновения двух взаимоисключающих тенденций. Националистическое крыло продолжит яростно сопротивляться и не сдаст без боя свои доминирующие сейчас на Украине позиции. Но и влияние сторонников прагматического курса будет нарастать, потому что многие люди просто устали от происходящего. Кроме войны, это и срыв социальных программ, повышение тарифов, обнищание и т. д. Партия войны будет по-прежнему поддерживать эскалацию вооруженных действий и пытаться на антироссийской риторике продолжать консолидировать население. Но неизбежно и сопротивление этому. Две эти тенденции, сталкиваясь, будут удерживать Украину в состоянии конфликта и непредсказуемости. 

— И сколько это может продолжаться?

— Решение украинского вопроса возможно, на мой взгляд, только при условии разделения страны на сферы влияния. Юго-восток должен остаться в сфере влияния России, но в составе Украины. Россия никогда и не была заинтересована в отторжении юго-востока и включении его в свой состав, поскольку в таком случае Украина окончательно превратится в экстремистское националистическое государство и постоянную угрозу для РФ. Единственным фактором, не позволяющим Украине скатиться к неонацистскому режиму, можно назвать, как ни странно, сохранение в ее составе юго-восточного региона как силы, способной реально этому противостоять. 

С другой стороны, Украина — зона геополитических интересов России. И рано или поздно США и Германия как лидер ЕС должны это признать. Пока этого не произойдет, мира на Украине не будет. 

— Во время личной встречи Путина с Трампом вопрос Украины, конечно, будет обсуждаться. Каких договоренностей следует ожидать?

— Думаю, эта встреча произойдет в апреле, и проблему Украины начнут обсуждать, но не поставят окончательную точку, а лишь обозначат направления, позволяющие двигаться дальше. У наших президентов за этот год, уверен, будет не меньше двух встреч. И более конкретных результатов можно, на мой взгляд, ждать после второй. За этим последуют парламентские и президентские выборы на Украине. 

— Кто может занять место Порошенко? Сегодня на Украине не видно такого лидера. 

— Да, такого лидера нет. И хотя рейтинг Порошенко упал до 13%, у других политиков он еще ниже, за исключением Тимошенко. Хотя ей такой поддержки уже недостаточно, чтобы вернуться на первое место в украинской политике и реализовать все свои амбиции. Но совсем списывать ее со счетов тоже не следует. Не исключаю, появится фамилия нового лидера, который стремительно ворвется в украинскую политику. 

— Не Пинчука ли вы имеете в виду? 

— Нет, он никогда не горел желанием заниматься политикой. К тому же у него есть такой опытный советчик — его тесть, Леонид Кучма, прекрасно понимающий парадоксальность нынешней ситуации на Украине. Любой, кто займет место Порошенко, станет заложником неизбежной дезинтеграции. Украина рано или поздно будет искать новые формы своего существования, не столько исходя из внутренних процессов, сколько под влиянием международного сообщества. И самостоятельной эта страна не будет. 

— У созданного в Москве Азаровым и его сторонниками комитета спасения Украины есть шанс вернуться в Киев? 

— Нет, эти политики уже никогда не будут там востребованы. Мерзкая роль, которую сыграл Янукович в поражении прежних украинских элит, настолько глубоко засела в сознании людей, что не оставила этим политикам никаких шансов. 

— Лидеры ЛНР и ДНР, находясь в Крыму, утверждали, что готовы дойти до Киева, но пока держат слово и соблюдают Минские соглашения.

— Сил у них достаточно, чтобы сдерживать ВСУ и не допустить захвата Донецка и Луганска, но ресурсами для крупномасштабной наступательной операции они не располагают. Правильно, что они демонстрируют в публичных выступлениях боевой дух. Сегодня обе стороны конфликта способны лишь на то, что мы видим. 

— Утверждения, что население юго-востока поддержит наступление ЛНР и ДНР, стоит им пойти в него, тоже не имеет под собой оснований? 

— Это может вылиться в полномасштабную гражданскую войну, в кровавое противостояние одной части Украины с другой. Без этого крови пролито столько, что и сегодня стороны не готовы к примирению. Жители Донбасса никогда не простят то, что сделали украинские военные на их земле. Многие вели себя крайне жестоко, особенно добровольческие батальоны. 

— Как же им после всего этого оставаться в одной стране? 

— Единственный способ принудить стороны к примирению в рамках какого-то международного формата — решение США и РФ. Они же и должны стать гарантами соблюдения перемирия. Для этого Украину придется разделить на зоны ответственности. По-другому уже не получится. 

— Как будут выглядеть зоны ответственности? Речь ведь не идет о том, чтобы в одной части Украины стояли американские войска, а в другой — российские? 

— Нет, если перемирие будет соблюдаться, то обойдется без военного присутствия — как это выглядит на Кипре. Войска могут появиться в случае продолжения конфликта, но этого как раз и нельзя допускать. 

— Международное признание российского Крыма предвидится? 

— Взаимодействие США и РФ возможно при условии умолчания крымского вопроса. Юридического решения в ближайшее время ждать не приходится, и это традиционный американский формат. Они и СССР признали официально только в 1934 году, что не мешало им до этого тесно сотрудничать с нашей страной. Так и сейчас. Этого и боится Киев. Отсюда и визит Тимошенко в США, и договоренность Порошенко о встрече с Трампом. 

— Есть ли у Порошенко шанс сделать Трампа своим союзником? 

— Порошенко будет очень стараться. Не следует забывать о традиционном украинском лобби в США. И Маккейн никуда не делся. Есть ресурсы, которые Киев попытается использовать, но добиться своего ему будет не так-то просто. 

— Минюст США заинтересовался компроматом на Порошенко от Онищенко. Эти материалы способны «сыграть» против президента Украины и ускорить перемены в стране? 

— Я лично не сомневаюсь в их достоверности, но вряд ли им хватит «веса», чтобы дошло до использования на государственном уровне. Хотя дискредитировать Порошенко они вполне смогут. И резонанс это возымеет. Но учитывая, что значительная часть украинского общества инфицирована национализмом и русофобией, говорить, что все в ближайшее время само по себе рассеется и мы получим дружественную нам страну, не приходится. Галичина, например, никогда не примет Россию. Там ее ненавидят на генетическом уровне в силу многих факторов, вызревавших веками. Другая часть Украины, зараженная сейчас русофобией, «остынет», но для этого нужно время, и немалое. Одним поколением, увы, это не обойдется. 

 

Интервью вела Людмила РАДЕВА.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Похожие статьи

Объявления

Уважаемые читатели!

Редакция газеты «Крымские известия» продолжает приём объявлений о согласовании местоположения границы земельного участка.

Подробнее...
April 2024
Mo Tu We Th Fr Sa Su
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Animation

Лента новостей

Владимир КОНСТАНТИНОВ: «Передача Крыма Украине — факт полнейшего нарушения трёх конституций»

22-04-2024

70 лет назад, 26 апреля 1954 года, Верховный Совет СССР принял Закон «О передаче Крымской области из состава РСФСР в...

Указ, который восстановил историческую справедливость и объединил Крым

22-04-2024

10 лет назад, 21 апреля 2014 года, Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского...

Говоря о предстоящем сезоне, очень хочется не сдерживать оптимизм

22-04-2024

Судя по тому, какая погода установилась на нашем благословенном полуострове нынешней весной, высокий курортный сезон в Крыму не за горами...

В колыбели православия

22-04-2024

По давней традиции в день Светлого Христова Воскресения в Херсонесе Таврическом — колыбели русского православия — пройдёт семейный фестиваль «Пасхальная...

Вахта Памяти

22-04-2024

В Евпатории на мемориальном комплексе «Красная горка» прошла торжественная церемония открытия весеннего этапа регионального патриотического проекта несения почётного караула «Вахта...

«Инфорум» как импульс развития журналистики Крыма

22-04-2024

В Симферополе прошёл практикум для журналистов «Инфорум», организованный Союзом журналистов России и его крымским отделением. В нём приняли участие как...

Серебряный звон русской поэзии

22-04-2024

Каждый год вместе с цветущей весной Республика Крым встречает Международный Гумилёвский поэтический фестиваль «Коктебельская весна», в рамках которого празднуется день...