Как и о чём спрашивать Путина — инструкций я не получала

Как и о чём спрашивать Путина — инструкций я не получала

В. Путин ответил на более  чем 70 вопросов...В. Путин ответил на более чем 70 вопросов...Большая пресс-конференция Владимира Путина — конечно, главное медийное событие года. Две тысячи человек снимаются с мест и стекаются в Москву, чтобы попасть в заветный зал Хаммеровского центра и вступить в диалог с лидером. А вот зачем они это делают? У каждого своя мотивация.

Немного общих моментов

Коллега из известного московского издания спрашивает:

— Тебе не кажется, что с каждым годом наши посиделки всё больше напоминают карнавал? Девицы выкрашивают волосы в малиновый цвет. На руки надевают валенки с пришитым по бокам триколором. На головы — каски. Вон братья-болгары с иконой приехали. Скоро, как к Якубовичу, президенту пироги, соленья и варенья повезут.

Я улыбаюсь. Журналисты — народ ершистый, немножко ядовитый, и это хорошо. Чтобы обозначать болевые точки в государстве, нельзя сочиться патокой. Возможно, поэтому Путин никогда не реагирует на плакаты с лакейскими тезисами. Смотревшие пресс-конференцию, вероятно, их заметили: «Путин — президент мира», или «Путин — наш президент», или «Путин слышит и чувствует Россию». В этом плане крайне удивил старейший и опытнейший журналист, много лет проработавший в «Комсомольской правде». Зовут его Александр Гамов, и этот самый Гамов, когда ему традиционно предоставили слово, спросил у лидера: «Считаете ли вы себя исторической личностью?». Нам в университете на первом курсе внятно и подробно разъяснили, что глупые вопросы разрушают диалог. Путин, конечно, отшутился. Но дунувший в ухо коллега, посетовавший на падение профессиональной планки в медийном цехе, наверное, в чём-то прав.

Анна Суница из Павловского Посада — в центре внимания журналистовАнна Суница из Павловского Посада — в центре внимания журналистовМне в мои почтенные годы уже нельзя городить на голове малиновые волосы. Да и орать, размахивать руками, вываливаться из кресла не к лицу. Но что-то сошлось в карте дня, вычерчиваемой небесной канцелярией. Мою табличку заметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и не прошёл мимо Крыма. Я задала вопрос о судьбе десятков тысяч российских детей, нуждающихся в лечении и реабилитации, которым государство отказывает в этом, и половина страны через смс-сообщения каждое утро сбрасывается небольшими пожертвованиями в общий котёл, чтобы дети всё-таки встали на ноги и социализировались.

После окончания пресс-конференции телефон раскалился от звонков — однокурсников, репортёров, друзей, общественников, каких-то личностей, называвших себя экспертами. Все интересовались одним: как долго меня дрессировали в администрации президента, как натаскивали на острую тему и кто цензурировал процесс. И как бы я ни била себя кулаком в грудь, доказывая, что прилетела в Москву самолётом, поселилась в оте­­ле, вечерком успела слетать в любимый «Современник» на спектакль «Три товарища» в постановке Галины Борисовны Волчек, а утром помчалась за аккредитацией на Ильинку, и никаких «натаскивателей» в глаза не видела, мне, кажется, не поверили. Хотя у меня есть свидетель — обозреватель «КИ» Алёша Васильев, которого я усадила в якобы «президентское кресло» и репетировала перед ним то, что в самом деле произошло через пару недель.

Новация не сработала

Очередь за аккредитацией и бейджем с голограммой, которую охрана считывает особым устройством, — отдельный разговор. Она движется медленно, и можно, оглянувшись по сторонам, присмотреть товарища, пообщаться, обсудить редакционные дела. Впереди меня стайка девушек, напоминающих пугливых газелей. Из Адыгеи и Ингушетии. Губки нафаршированы ботоксом, щёчки тоже, от чего и без того круглые лица превратились в луны, брежневские брови отдают соболиным блеском, дорогие норковые шубки шёлково и бережно укутывают хрупкие плечики. Брендовые сумочки от Майкла Корса довершают образ. Какой-то великан из хвостовой части кричит: «Девчонки, объясните, почему в самых нищих дотационных республиках самые упакованные журналистки?». Они вздрагивают от громового голосового раската, гневно смотрят на обидчика из-под искусственных ресничных опахал. В это время звучит клич администратора: «Журналисты, фамилии которых начинаются на буквы от Л до Я, перейдите в другую часть зала!». Горные лани срываются с места — только их и видели.

Седовласый симпатяга вваливается в холл, окидывает вьющуюся ленту жаждущих аккредитации. «Ну что, великого приехали послушать?» — его бас оказывается на редкость густым для столь субтильной фигуры. Моя соседушка шепчет: «Наверное, либерал. Они всегда всем недовольны».

Почти две тысячи медийщиков соревновались за возможность задать вопрос президентуПочти две тысячи медийщиков соревновались за возможность задать вопрос президенту

Мёртво стоим на месте, и я нервно тяну шейку вверх, чтобы понять, в чём причина. На улице меня ждут однокурсники, с которыми я увязалась в Третьяковку на выставку уникального художника Ивана Похитонова. Что вам о нём быстренько рассказать? Его дед родился в приличной дворянской семье. И надо же было такому случиться — влюбился в «гуляй поле», цыганку из степного табора. Родители встали на дыбы. Но парень оказался не из робкого десятка и настоял на своём. Так вот, эта цыганка родила ему 24 сына и ни одной девочки. Иван был нежной веточкой последыша, 24-го ребёнка. Он работал в уникальной манере: на деревянной доске швейными иголками писал пейзажи, натюрморты, жанровые сценки. Кардинально не примкнул ни к передвижникам, ни к придворному цеху мастеров, ни к модерну. Уехал во Францию, затем в Бельгию, где и умер в 1923 году. Репин о нём говорил: «Как он работает — чёрт его знает! Выходит же изумительно!». Перебежки по культовым местам — тоже часть Большой пресс-конференции Владимира Путина. Ну как можно приехать в Москву и проигнорировать музеи, театры, галереи, лектории, концертные залы?

Не выдерживаю, иду в «голову» очереди. Выясняется, движение задерживают… новые технологии. Прежде уже готовые бейджи лежали на столе. А теперь, чтобы не печатать их зря для подавших заявку, но не приехавших медийщиков, поставили специальное устройство, которое тут же распечатывает табличку с голограммой, потом ребята вставляют её в пластиковый квадратик, потом ищут фамилию в ведомости. Ищут не торопясь, с ленцой. На замечания реагируют раздражённо: «Вы стоите, а мы работаем, поэтому не мешайте и не отвлекайте». На что седовласый симпатяга философски замечает: «У москвича всегда так, он считает, что если пришёл на работу, уже осчастливил человечество, подавай ему сто тысяч рублей за это».

Скованные одной целью

Утром 19 декабря в Хаммеровский центр приезжают и в 5 утра. В разные годы я пробовала и в 5, и в 8, и в 10 — на удачу и возможность пообщаться с первым лицом это не влияет. Цель у всех одна — выстроиться у входных дверей в зал, и когда примерно в 11.15 охрана их откроет, прорваться как можно быстрее и занять места поближе к столу, за которым сидит президент. А в последние три года ажиотаж настолько велик, что просто проникнуть за желанную дверь — уже неплохо. Иначе нарвёшься на жёсткий диктат охраны: «Не стойте в проходах! Всем, кто не успел занять места, необходимо переместиться в пресс-центр, где вы всё увидите на широких телеэкранах». В прошлом году из-за этого горько плакала молоденькая журналистка из Якутии, и я её понимаю. Лететь через всю страну, чтобы посмотреть телевизор, — очень обидно.

Телевизионщики в привилегированном положении. Операторов приглашают установить камеры чуть раньше, и они занимают своим редакторам кресла поближе. А редакторы (в основном прекрасный пол, журналистика по всей стране превращается в женскую) фланируют по вестибюлю и с замиранием сердца взирают на великих — мощную фигуру Константина Эрнста в серо-зелёном плаще из тончайшей замши, юркого Сергея Брилёва, интеллигентного Андрея Кондрашова. Берут интервью, автографы. Мы из-за балюстрады второго этажа только бросаем на них мимолётный взгляд, потому что караулим очередь. И общаемся друг с другом.

Культурная программа — тоже часть Большой пресс-конференцииКультурная программа — тоже часть Большой пресс-конференцииКоллега впереди меня разворачивает шёлковый платок. Мгновение — и вокруг нас начинается вихреобразное вращение. Платок павловопосадский, традиционный, лицо женщины незнакомо. Не могу понять оживления. Почему все телекамеры устремляются к нам? Выясняется, в центре платка — большой портрет Путина. Когда репортёры, как они говорят, «взяли картинку», настал черёд нас, газетчиков. Знакомимся. Анна Суница работает на телеканале «Радуга», живёт в Павловском Посаде. Спрашиваю, откуда такая креативная вещь. Отвечает, заказала на фабрике. Но цену не называет. Надеется подарить платок президенту. А кто же признается, сколько стоит подарок? Подготовленный вопрос об ухудшающейся экологии в Подмосковье Анна так и не задала, но её показали практически все федеральные телеканалы. Говорит, довольна и очень надеется, что повезёт в следующий раз.

Чувствую, как кто-то пребольно толкает меня в бок, теснит, давит. Поднимаю голову, чтобы защититься, а это Алексей Зимин из Читы. Мы с ним были вместе в Петербурге на мероприятии Газпрома. Традиционный обмен вопросами — «Как подписка, тираж, разбойничает ли «Почта России»?». Рядом коллеги из Зауралья заключают пари, что скажет президент по поводу «кубышки». Эта пресловутая кубышка (резервный фонд, в котором накопилось два триллиона рублей) стала центром кулуарных разговоров. Одни яростно защищают её неприкосновенность и говорят, что деньги надо хранить «на чёрный день». Другие утверждают, что у нас чёрные не день, а годы, давно пора её распечатать и повысить зарплату россиянам. К ним подключаются критики пенсионной реформы, обиженные на отсутствие индексации работающим пенсионерам. Гвалт стоит невообразимый. Сейчас уже известно, что о кубышке главу державы спросили, и он ответил, что самое простое — как сеятель разбрасывать деньги. Мы этого делать не будем.

Кто-то из сердобольной братии освобождает маленький коридор, чтобы по нему в центр протиснулся хрупкий мальчик, почти ребёнок, с табличкой, на которой написано: «Максим Лихо».

— Это что, газета так называется? — сурово насупливает брови Зауралье.

— Нет, это моя фамилия. Президент прочитает «Лихо», заинтересуется, что же это за лихо такое, и, может, мне дадут слово.

Дружный хохот поглощает ещё какие-то его сбивчивые пояснения. А когда он смолкает, в наши уши влетает гневная тирада любительницы странствий.

— Девочки, ну невозможно же никуда поехать. Как только слышат, что ты из России, — носы воротят от страны-агрессора. Мы со всеми переругались. Дружим только с третьим миром. Это что за дипломатия такая?

Каждый сам за себя

Когда мы прорываемся в зал, места возникшим симпатиям, корпоративности, взаимовыручке нет. Лица становятся сосредоточенными, почти хищными. Начинается работа, в которой каждый — сам за себя. Не знаю, верить ли в россказни, что в каких-то регионах журналистам, сумевшим задать президенту вопрос, повышают зарплату, выписывают премии и продвигают вверх по карьерной лестнице. Мне это представляется надуманным и мифологичным. Очень раздражают зал отдельные персоны, которые, дорвавшись до микрофона, чуть ли не 10 минут пересказывают лишние подробности о себе, любимом, либо забывают, о чём хотели спросить (от волнения это случается) и мычат что-то невнятное, пытаясь вспомнить заготовленный текст. После пресс-конференции братья-болгары признались, что хотели каким-то шаманским изделием постучать президента по спине и попросить 2 миллиарда рублей на строительство храма. Понятное дело, их чуть не побили, наорав, что они нам «Южный поток» изгадили и из Софии выставку, посвящённую 75-летию Победы, изгнали. А побираться всё равно приехали к Путину.

Отдельное слово хочу сказать в защиту Владимира Шахиджаняна. Это мой учитель. Да что там мой, в зале сидела добрая половина его учеников. Интернет-пространство буквально взорвалось его клеймлением и осуждением. Дескать, пришёл на пресс-конференцию продавать свою книгу «Соло на клавиатуре». Горько это осознавать. Наш учитель состарился, поэтому, возможно, сказал что-то лишнее. Но разве он не прав, когда выказывал тревогу по поводу роста онкологических заболеваний от курения? Кажется, нам всем надо заново учиться милосердию.

После пресс-конференции зашла на родной факультет, где сейчас преподают мои однокурсники. У кого-то нашёлся лишний билет в театр им. В. Маяковского. Быстренько выпили чаю, оделись, помчались на Большую Никитскую. В ложе бенуара (пусть вас не введёт в заблуждение пафосное название, места плохонькие и дешёвые) я увидела любительницу странствий — ту самую. И американец Нил Саймон, пьесу которого под названием «Банкет» давали в тот вечер, сгладил все острые углы, усмирил боли. И я мысленно поблагодарила Большую пресс-конференцию и за «культурные швы», которыми она нас соединила хотя бы на пару часов.

Ирина ИВАНЧЕНКО.
Симферополь—Москва—Симферополь

 
 
 
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Похожие статьи

Объявления

Уважаемые читатели!

Редакция газеты «Крымские известия» продолжает приём объявлений о согласовании местоположения границы земельного участка.

Подробнее...
April 2024
Mo Tu We Th Fr Sa Su
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Animation

Лента новостей

  • 1
  • 2

Владимир КОНСТАНТИНОВ: «Цели и задачи СВО не зависят от коррупционных операций Вашингтона и Киева»

23-04-2024

Палата представителей Конгресса США большинством голосов приняла законопроект о выделении многомиллиардной помощи Украине. Председатель Государственного Совета РК Владимир Константинов прокомментировал...

Ефим ФИКС: «Каждому преступлению киевской хунты против Крыма и крымчан будет дана правовая оценка»

23-04-2024

В СМИ прошло сообщение, что в Нидерландах официально открылся реестр данных об ущербе Украине в результате боевых действий. Церемония прошла...

Алла ПОНОМАРЕНКО: «Есть такая профессия — помогать людям!»

23-04-2024

В Джанкойском районном Доме культуры состоялись торжества, приуроченные ко Дню местного самоуправления, который, начиная с 2013 года, ежегодно отмечается 21...

Организация, которая задаёт тон для молодёжи всего Крыма

23-04-2024

Владимир Бобков поприветствовал участников молодёжного форума «Поколение Z»

Непрофессиональные актёры, умеющие играть по-настоящему, или Серьёзный разговор о героях

23-04-2024

«Сегодня пойдёт разговор о людях, которые отдали свои жизни для того, чтобы у нас было будущее. Мы же в свою...

Мир на ощупь: самого главного глазами не увидишь — только сердцем

23-04-2024

«Суть вещей для глаз незрима» — эта фраза французского писателя-ром антика Антуана де Сент-Экзюпери из повести «Маленький принц» известна многим...

Музыка единого цивилизационного и культурного пространства — России

23-04-2024

С 19 по 27 апреля в Крыму проходит Фестиваль оперы и балета имени Сергея Прокофьева. Даты приурочены ко дню рождения...

Владимир КОНСТАНТИНОВ: «Передача Крыма Украине — факт полнейшего нарушения трёх конституций»

22-04-2024

70 лет назад, 26 апреля 1954 года, Верховный Совет СССР принял Закон «О передаче Крымской области из состава РСФСР в...

Указ, который восстановил историческую справедливость и объединил Крым

22-04-2024

10 лет назад, 21 апреля 2014 года, Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского...

Говоря о предстоящем сезоне, очень хочется не сдерживать оптимизм

22-04-2024

Судя по тому, какая погода установилась на нашем благословенном полуострове нынешней весной, высокий курортный сезон в Крыму не за горами...

В колыбели православия

22-04-2024

По давней традиции в день Светлого Христова Воскресения в Херсонесе Таврическом — колыбели русского православия — пройдёт семейный фестиваль «Пасхальная...

Вахта Памяти

22-04-2024

В Евпатории на мемориальном комплексе «Красная горка» прошла торжественная церемония открытия весеннего этапа регионального патриотического проекта несения почётного караула «Вахта...

«Инфорум» как импульс развития журналистики Крыма

22-04-2024

В Симферополе прошёл практикум для журналистов «Инфорум», организованный Союзом журналистов России и его крымским отделением. В нём приняли участие как...

Серебряный звон русской поэзии

22-04-2024

Каждый год вместе с цветущей весной Республика Крым встречает Международный Гумилёвский поэтический фестиваль «Коктебельская весна», в рамках которого празднуется день...